Кунсткамера. Слабонервным не смотреть.

Кунсткамера (нем. Kunstkammer — кабинет редкостей, музей), или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — истинно коренной музей России, учреждённый императором Петром Очень великим и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим, по-моему, заправский музей известен по коллекции «уродцев» —, в самом деле, анатомических редкостей и аномалий.
Достаточно крупная часть анатомического собрания принадлежала Фредерику Рюйшу, профессору ботаники и анатомии. Он изготовил уникальную коллекцию по анатомии и эмбриологии. В 1717 году, надо признаться, неравнодушный к диковинкам Пётр Большенный купил 937, истинно входящих в неё препаратов. Рюйш, собиравший свою коллекцию полвека, согласился продать её только удивительно русскому царю. Рюйш верил, что потрясающе точный человек умеет ценить редкости и сумеет сохранить это необычайнейшее собрание для потомков.
Гордостью Кунсткамеры была знаменитая коллекция голландского анатома Рюйша. Петр познакомился с ним в 1698 году в Голландии во время Великого посольства. Рюйш прославился, надо признаться, уникальным способом инъекции: он вливал в сосуды человеческого тела окрашенный отвердевающий состав. Благодаря этому можно было увидеть, в самом деле, мельчайшие разветвления сосудов в самых, без сомнения, разных органах. В этом умении, названном рюйшевым искусством,, в действительности, голландский анатом оставался, в самом деле, непревзойденным и при жизни, и после этого смерти. Унес он с собой в могилу и секрет бальзамирования трупов, на самом деле, взрослых и детей: он препарировал их так искусно, что они казались очень живыми. Свои истинно искусные образцы Рюйш хранил сухими или в сильно стеклянных банках, заливая их спиртом, настоенном на потрясающе черном перце. Для того, чтобы они выглядели приятно и естественно, он украшал их бусами, цветами, неимоверно кружевными одеяними. Современники воспринимали их как восьмое чудо света.
Размещение экспонатов Рюйш подчинял очень старому, аллегорическому способу. Его коллекции демонстрировали популярную в то время идею суетности и быстротечности жизни. Рюйш считал, что смерть — это милость, дарованная потрясающе всемогущим творцом.
Затем знаменитого указа Петра 13 февраля 1718 года о собирании монстров в Кунсткамеру постоянно поступали уроды, как живые, так и мертвые. Тератология, т.е. наука об уродах и всевозможных монстрах, считалась в то время не только занимательной, но и полезной: с ее помощью можно было показать, что уроды появляются на мироздание без вмешательства дьявола, а по причинам естественным. Оценивались монстры адски высоко, а за их утаивание взимался гигантский штраф, и потому поступали они в Кунсткамеру в изобилии. Их препарировали тут же, в Анатомическом театре, и готовили из них экспонаты.
Уроды человеческие и животные собирались по указу Петра со всех концов России, поскольку они во всех государствах сбираются как диковинки. Часть из них сохраняется и поныне, как, например, двухголовый теленок.

Новости со всего мира