Электрические мотоциклы прошли долгий путь с момента основания компании Zero Motorcycles в 2006 году. Выпустив первый в мире серийный электрический приключенческий мотоцикл, калифорнийский пионер электромобилестроения ведет электромотоциклы туда, куда до него мало кто добирался. Zero DSR/X 2023 года — это полноразмерный ADV-байк, прогрызающий тропы, карабкающийся по скалам, взбирающийся на холмы, и при этом вы слышите только гравий и грязь, разлетающиеся позади вас.
Разработанный на основе той же базовой рамы, что и популярные уличные мотоциклы SR/F и SR/S, DSR/X усиливает платформу, увеличивает емкость батареи и крутящий момент, а также добавляет множество функций и необходимых приспособлений для езды по бездорожью.
Никто из тех, кто когда-либо ездил на электрическом мотоцикле, не может отрицать, что эти мотоциклы обладают потенциалом, мощностью и крутящим моментом для покорения трасс. Но сможет ли Zero DSR/X обеспечить тот запас хода, который требуется мотоциклам класса dual-sport, и то время, которого жаждут гонщики ADV?
На недавнем пресс-мероприятии в Парк-Сити, штат Юта, Autoweek испытал новый приключенческий мотоцикл на прочность, как на трассах, так и на асфальте. Вот что мы нашли.
Достойный противник ADV
Все мотоциклисты знают, что езда на мотоцикле — это преобразующий опыт, это как детоксикация для нашего мозга. Но езда по дикой местности, вдали от пробок и наедине с природой, пробуждает самодостаточный дух первопроходца, который не может обеспечить ни одно шоссе. Однако езда на электровелосипеде по тропам — это совсем другое дело: очищающее ощущение, которое делает езду на мотоцикле, и особенно по бездорожью, еще более непосредственной и ощутимой.
На электровелосипеде единственными звуками являются звуки окружающей природы, вращение шин по грязи (или песку, или грязи, или … ) и ветерок, проносящийся мимо вашего шлема. Даже если вы едете по хорошо натоптанным пожарным тропам, вы все равно слышите крики птиц на деревьях и журчание воды в соседнем ручье. Вместо того чтобы выхлопные газы заставляли животных разбегаться, прежде чем вы приблизитесь к ним, тишина вашего электрического мотоцикла ADV позволяет вам проехать мимо дикой природы, не потревожив ее (слишком сильно). Мы также ценим экологические аспекты отсутствия шума и загрязнения выхлопными газами.
Еще один момент, на который стоит обратить внимание: Переключение передач в положении стоя может быть сложным даже для самого опытного мотоциклиста. Если ключ к езде по грязи — стоять на подножках, чтобы снизить центр тяжести, то этот Zero станет хорошим стартовым ADV-байком для опытного уличного водителя с ограниченным опытом езды по бездорожью. Я ездил почти на всем на асфальте, но возможность стоять, крутить и рвать по тропам без необходимости использовать пальцы рук и ног для управления сделала езду по грязи намного проще, чем когда-либо.
Новый DSR/X оснащен новым двигателем, который выжимает из него 166 фунт-фут крутящего момента, и в нем полностью использованы ведущие в отрасли технологии Zero, а также партнерство с Bosch, чтобы создать полноразмерный ADV-байк, профиль которого стоит плечом к плечу с конкурентами в дуал-спорте, такими как Harley-Davidson Pan America, BMW GSs и Ducati Multistrada.
Во всяком случае, на обочине. Но может ли DSR/X сравниться с этими лидерами по техническим характеристикам, не говоря уже о дорогах и трассах? Стилистически, обтекатель Zero и открытая решетчатая рама, конечно, навевают мысли о Multi, если не о Pan Am. С седла, мощность и производительность мотоцикла определенно сопоставимы. До тех пор, пока батарея может поддерживать запас хода этих топливных баков, DSR/X будет достойным противником в плане возможностей и универсальности.
Но будет ли эта батарея работать еще долго после того, как закончится дорожное покрытие? Мы всегда с осторожностью относимся к заявлениям производителей, поэтому давайте копнем глубже. Двигатель мотоцикла ZF75-10 был модифицирован с дополнительным вращением медных обмоток, что позволило увеличить крутящий момент примерно на 20% по сравнению с моделями SR/F и S, но при этом снизить максимальную скорость со 124 миль/ч до 112 миль/ч. Согласно спецификации мотоцикла, аккумуляторная батарея Z-Force емкостью 17,3 кВт/ч обеспечивает запас хода 180 миль в городе и 85 миль на шоссе, а средний запас хода составляет около 115 миль.
К сожалению, не существует общепринятого стандарта для измерения дальности хода на бездорожье. Главный технический директор Zero Эйб Аскенази, который и сам не прочь посидеть в седле, рассказал мне, что при езде по бездорожью аккумулятор расходует меньше энергии, чем при езде по шоссе, поскольку типичный водитель ADV редко открывает дроссельную заслонку даже наполовину. Несмотря на повышенный крутящий момент, необходимый при езде на ADV, более мягкое дросселирование означает меньшее потребление энергии аккумулятора, что приводит к увеличению дальности пробега.
Ссылаясь на внутренние исследования, которые показывают, что средний велосипедист ADV едет со скоростью 15-25 миль в час, Аскенази сказал, что собственные испытания компании на этих скоростях показали, что DSR/X должен обеспечить запас хода около 150-175 миль, обеспечивая 10-15 часов езды, в зависимости, конечно, от скорости и агрессивности езды.
Однако, несмотря на уверенность Zero, мы не уверены, что рискнули бы использовать этот велосипед в дикой природе. Backcountry Discovery Routes (BDR), ведущая национальная группа по защите прав ADV, которая разработала маршруты для мотоциклистов по всей территории США, позволяет пользователям выбрать слой карты «Зарядные станции», чтобы найти зарядные станции 2-го уровня для электромобилей по всему маршруту. Действительно, при быстром увеличении карты BDR можно увидеть зарядные станции, разбросанные по всему маршруту в Колорадо, от Нью-Мексико до Вайоминга.
Представитель BDR сообщил нам, что эта инициатива по нанесению на карту зарядных станций для электромобилей вне дорог является основным направлением деятельности некоммерческой группы в ближайшем будущем, и в настоящее время она работает с несколькими производителями электромобилей (включая Zero Motorcycles) над обновлением всех своих карт с помощью этого слоя зарядных станций.
Если у вас закончился бензин, винить в этом некого, кроме себя, верно? То же самое можно сказать и о заряде аккумулятора. Если вы собираетесь отправиться в путешествие на электрическом ADV-байке, мы настоятельно рекомендуем использовать Backcountry Discovery Routes и слой карты Charging Stations.
Бег с дьяволом
Zero Motorcycles DSR/X работает под управлением фирменной операционной системы Cypher III+, а такие функции, как состояние зарядки и события опрокидывания, можно отслеживать через приложение. Он также в полной мере использует передовую систему контроля устойчивости мотоцикла (MSC) от Bosch для улучшения торможения и устойчивости. MSC интегрируется с тормозной системой мотоцикла, которая распределяет тормозное усилие на оба колеса, если водитель слишком сильно полагается на один из тормозов. Если вы думаете, что это важно на улице, то на трассах это имеет решающее значение. MSC также оснащает DSR/X супер удобной функцией Hold, которая держит оба колеса заблокированными в течение трех минут, или пока она не обнаружит любое воздействие на ручное или ножное управление. Как временный стояночный тормоз, она особенно удобна при остановках на холмах.
Еще более удобным является режим Park, который обеспечивает передачу вперед и назад с контролем крутящего момента и скорости, что позволяет опустить подножку на 544-килограммовом велосипеде без труда, где бы вы ни находились. Мы использовали эту функцию при перемещении больших туристических мотоциклов по гаражам и парковкам, но использование ее на грунтовом склоне, с сыпучим гравием и камнями под ботинками, стало для нас откровением.
Zero увеличил количество режимов езды до пяти на DSR/X, предложив новый режим Canyon. Также добавлена настройка Off-Road, управляющая трекшн-контролем и ABS, которую можно использовать для каждого режима. Легко переключаемые с помощью левой рукоятки, эти настройки позволят вам настроить езду на асфальте или без него, а на грунтовых дорогах вы сможете отпустить заднее колесо и скользить по поворотам. Действительно, езда по проводам.
Как и в остальном модельном ряду, но в отличие от большинства внедорожных велосипедов ICE, в Zero DSR/X используется ременная передача, а не цепь. Ширина ремня Gates Carbon Drive была увеличена с 20 мм до 25 мм, и в нем используется более прочная сердцевина; он в два раза прочнее ремня, установленного на Zero SR/F и SR/S. В приводе также используются инновационные звездочки Gates MudPort, которые позволяют грязи, грязи, песку и даже снегу выходить из ремня и шестерен, а не засорять раздаточную коробку.
Перевернутая передняя вилка Showa обеспечивает ход в 8 дюймов, а задний моноамортизатор предлагает ручную регулировку преднатяга для настройки, когда вы везете багаж или пассажира. Как на дороге, так и на грунте подвеска DSR/X была плавной и отзывчивой, а торможение было образцовым.
Поза водителя активна и готова, но при этом вертикальна и удобна; кроме того, седло мягкое, а дотянуться до рукояток легко. Стандартная высота седла составляет 32,6 дюйма, но опциональные седла Tall и Short позволяют настроить эргономику под себя. Ветровое стекло легко регулируется прямо с седла с помощью двух простых ручек с обеих сторон. Более высокие и дальнобойные райдеры могут выбрать высокое дополнительное ветровое стекло; для меня стандартный экран отлично справляется с ветром при моем росте 5 футов 11 дюймов.
Три отсека для хранения обеспечивают заявленные 7,4 галлона бортового пространства, большая часть которого находится под «топливным баком» — глубоким отсеком, который не достаточно просторен, чтобы вместить шлем. Под сиденьем есть еще один небольшой отсек для хранения важных бумаг и тому подобного, а за правым передним обтекателем — отсек чуть большего размера для набора инструментов и тому подобного; он крепится болтами Torx. Все они водонепроницаемы. Круиз-контроль входит в стандартную комплектацию, так же как и подогрев ручек и гарды. Если вы хотите большего, каталог аксессуаров Zero предлагает множество вариантов для DSR/X, от багажа и элементов управления до бонусов.
Zero DSR/X оснащен, как утверждает компания, самыми быстрыми на рынке возможностями зарядки первого и второго уровней благодаря встроенной системе быстрой зарядки мощностью 6,6 кВт. Владельцы могут выбрать Power Tank для увеличения емкости батареи почти до 21 кВтч или дополнительный модуль быстрой зарядки, который удвоит скорость зарядки и сократит минимальное время зарядки до одного часа. К сожалению, отсек для хранения под баком — единственное место на мотоцикле, куда можно установить любой из этих аксессуаров, и вы не можете добавить оба в тандеме. Так что выбирайте, что для вас важнее: большая дальность поездки или более быстрое время зарядки.
Готовы к прайм-тайму ADV?
После нашей однодневной поездки по дорогам и пожарным тропам Парк-Сити, я думаю, что у Zero есть хит в руках. DSR/X двигался как газель на поворотах и с блеском преодолевал грязь и болота, все время оставаясь тихим, комфортным и отзывчивым. Ранее я упоминал о Multistrada от Ducati, и после дня, проведенного на борту Zero DSR/X, это сравнение кажется наиболее уместным. Эти два мотоцикла похожи не только по размеру и стилю, но и по езде. Только без шума и раздражающего переключения передач. (Расслабьтесь, дукатисты — это шутка).
Бесшумно катиться по дикой местности с Колтрейном в динамиках моего шлема было действительно приятным круизом. А когда мне захотелось оторваться? DSR/X был рядом со мной, готовый к работе.
Так стоит ли Zero DSR/X своих 25 тысяч долларов? Если вы опытный ADV-райдер, который хочет сменить темп или заботится об окружающей среде, то ответ, безусловно, положительный. Он такой же мощный и проворный, как и все конкуренты, будьте прокляты зарядки. Хотя близость станций второго уровня и запас хода, конечно, добавят беспокойства на бездорожье, преимущества бесшумной езды на природе, вдали от тротуаров и пробок, среди птиц и деревьев, должны развеять эти опасения. Как и при любой другой поездке, просто будьте готовы, прежде чем отправиться в путь.
Zero DSR/X, входящий в линейку Zero 2023 модельного года, доступен в цвете Sage Green или White Pearl и должен появиться на прилавках магазинов в начале октября.
А реально, если немного подумать вас каталог эвакуаторов на https://evac.spec-catalog.ru интересует? Мне просто кажется это достаточно важная и интересная информация. Заходите не стесняйтесь. Вам обязательно нужно на это посмотреть.