Авария на Фукусиме подчеркивает необходимость поиска США новой информации об опасностях на АЭС

Авария на АЭС «Фукусима-дайити» была вызвана Великим землетрясением в Восточной Японии и цунами 11 марта 2011 года. Землетрясение отключило электроэнергию переменного тока на заводе, и цунами затопило часть территории завода. Затопление критически важного оборудования привело к длительной потере электроэнергии на площадке с последующей потерей функций контроля, управления и охлаждения реактора в нескольких блоках.

Три реактора — блоки 1, 2 и 3 — получили серьезные повреждения активной зоны, а три реакторных здания — блоки 1, 3 и 4 — были повреждены взрывами водорода. Выбросы радиоактивных материалов за пределы площадки привели к загрязнению земель в Фукусиме и нескольких соседних префектурах, что вызвало массовые эвакуации, бедствия среди населения, большие экономические потери и, в конечном итоге, остановку всех атомных электростанций в Японии.

По словам комитета, персонал АЭС «Фукусима-дайити» отреагировал на аварию мужественно и стойко, и их действия, вероятно, снизили ее серьезность и масштабы выбросов радиоактивных материалов за пределами площадки. Однако несколько факторов, связанных с управлением, проектированием и эксплуатацией станции, помешали персоналу станции добиться большего успеха и повлияли на общую серьезность аварии.Операторы атомных станций и регулирующие органы в США и других странах предпринимают полезные действия по модернизации систем атомных станций, рабочих процедур и обучения операторов в связи с аварией на АЭС «Фукусима-дайити».

Поскольку ядерная промышленность США и ее регулирующий орган, Комиссия по ядерному регулированию США (USNRC), осуществляют эти действия, в отчете рекомендуется уделять особое внимание повышению доступности, надежности, избыточности и разнообразия конкретных систем атомных станций:· Электропитание постоянного тока для КИПиА и управления системами безопасности· Инструменты для оценки состояния завода в режиме реального времени при отключении электроэнергии· Системы и протоколы отвода тепла из реактора, разгерметизации реактора и вентиляции защитной оболочки· Приборы для контроля критических термодинамических параметров — например, температуры и давления — в реакторах, защитных оболочках и бассейнах выдержки отработавшего топлива· Мониторинг водорода, включая мониторинг в зданиях реакторов, и смягчение последствий· Контрольно-измерительные приборы как для локального, так и для внешнего мониторинга радиации и безопасности· Коммуникации и информационные системы в реальном времениДля дальнейшего повышения устойчивости американских атомных станций в отчете также рекомендуется:· Ядерная промышленность США и USNRC должны уделять особое внимание повышению доступности ресурсов и обучению операторов, включая обучение разработке и внедрению специальных мер реагирования на непредвиденные сложности.

· Ядерная промышленность США и USNRC должны усилить свои возможности по оценке рисков, связанных с событиями, которые могут поставить под сомнение конструкцию конструкций и компонентов АЭС и привести к потере критических функций безопасности. Часть этих усилий должна быть сосредоточена на событиях, которые могут повлиять на большие географические регионы и многочисленные атомные станции, включая землетрясения, цунами и другие географически обширные наводнения, а также геомагнитные возмущения.

USNRC должен поддерживать эти усилия, предоставляя рекомендации по подходам и контролируя тщательную экспертную оценку.· USNRC следует и дальше включать современные концепции рисков в свои правила ядерной безопасности, используя эти усиленные возможности.· USNRC и ядерная промышленность США должны постоянно контролировать и поддерживать высокую культуру безопасности, а также изучать возможности повышения прозрачности и информирования о своих усилиях по оценке и повышению ядерной безопасности.

До сих пор правила безопасности США основывались на обеспечении того, чтобы станции были спроектированы таким образом, чтобы выдерживать определенные указанные отказы, аномальные события или «проектные события», такие как отказы оборудования, потеря мощности и невозможность охлаждения активной зоны реактора. — это может нарушить критические функции безопасности. Однако четыре десятилетия анализа и опыта показали, что в рисках повреждения активной зоны реактора преобладают «запроектные события», говорится в отчете. Аварии на АЭС «Фукусима-дайити», «Три-Майл-Айленд» и на Чернобыльской АЭС были вызваны запроектными событиями. Комитет обнаружил, что существующие подходы к регулированию безопасности атомных станций, которые традиционно основывались на детерминированных концепциях, таких как проектная авария, явно неадекватны для предотвращения аварий с расплавлением активной зоны и смягчения их последствий.

Более полное применение современных принципов оценки рисков при лицензировании и регулировании могло бы помочь устранить этот недостаток и повысить общую безопасность всех атомных станций, как в настоящем, так и в будущем.Авария на АЭС "Фукусима-дайити" подняла вопрос о том, будет ли проблема готовности к чрезвычайным ситуациям за пределами площадки в США, если здесь произойдет событие аналогичного масштаба, включающее несколько одновременных бедствий. Комитету не хватало времени и ресурсов для углубленного изучения готовности США к серьезным ядерным авариям. В отчете рекомендуется, чтобы ядерная промышленность и организации, отвечающие за управление аварийными ситуациями, оценили свою готовность к тяжелым ядерным авариям, связанным с авариями регионального масштаба за пределами площадки.

Планы реагирования на чрезвычайные ситуации, включая планы связи с пострадавшим населением, следует пересматривать или дополнять, чтобы обеспечить наличие масштабируемых и эффективных стратегий, хорошо обученного персонала и адекватных ресурсов для реагирования на долгосрочные сценарии аварий / бедствий. Кроме того, промышленные предприятия и организации по управлению чрезвычайными ситуациями должны оценить баланс защитных мер, таких как эвакуация, укрытие на месте и распределение йодида калия, для затронутого населения за пределами площадки и, при необходимости, пересмотреть руководящие принципы.

Особое внимание следует уделять защитным мерам для детей, больных, пожилых людей и их опекунов; долгосрочные социальные, психологические и экономические последствия укрытия на месте, эвакуации и / или переселения; и принятие решений о переселении эвакуированного населения в районы, загрязненные радиоактивными материалами.Отчет: http://www.nap.edu/catalog.php?record_id=18294


Новости со всего мира