«Когда усилия приводят к неудовлетворительному вознаграждению, взрослые испытывают когнитивный диссонанс, который, возможно, разрешается путем переоценки ценности награды», — объясняет ученый-психолог Ави Бенозио из Университета Бар-Илан в Израиле, ведущий исследователь исследования.«Мы обнаружили, что этот диссонанс наблюдается уже среди 4- и 6-летних детей. В то время как 6-летние уменьшали диссонанс, сохраняя свои награды и повышая его ценность впоследствии, 4-летние выбрали совершенно другой подход и отдалились. от источника дискомфорта, избавившись от неудовлетворительного вознаграждения ».
Бенозио и соавтор Гил Дизендрук набрали 45 детей дошкольного возраста (примерно 4 года) и 53 детей детсадовского возраста (примерно 6 лет) для участия в исследовании. Ребятам сказали, что они смогут зарабатывать стикеры, выполняя различные задания. Дети, которых случайным образом распределяли в группу с высокими усилиями, получали стикеры, выполняя задания, которые включали в себя как можно больший счет и чтение как можно большего количества букв алфавита. Дети из группы, не требующей больших усилий, получали стикеры, отвечая на простые вопросы, такие как «Сколько вам лет?» и "Как зовут вашего учителя?"
В итоге все дети получили по 10 наклеек. Затем им сказали, что они будут играть в «игру с наклейками», в которой они должны решить, сколько наклеек они хотят подарить ребенку, которого они видели в видео. Исследователь объяснил, что они могут дать столько наклеек, сколько захотят.Важно отметить, что некоторые участники заработали стикеры, которые были оценены как привлекательные и высоко оцененные независимой группой детей (например, стикеры «Жемчуг дракона» и «Губка Боб» для 6-летних мальчиков); другие участники получили наклейки, которые были непривлекательными и малоценными (например, наклейки с принцессами Диснея и растения для 6-летних мальчиков).
Результаты показали, что в целом как четырехлетние, так и шестилетние дети предпочли раздавать меньше привлекательных наклеек, чем непривлекательных.Но когда исследователи дополнительно изучили данные, они обнаружили, что усилия имеют большое значение для 6-летних детей. С привлекательными наклейками дети отдали около 21%, если их было относительно легко достать, но только около 10%, когда они были заработаны тяжелым трудом.
Точно так же они раздали около 30% непривлекательных наклеек, которые можно было легко приобрести, и только около 17% непривлекательных наклеек, которые было трудно достать.Интересно, что усилия, похоже, не повлияли на принятие решений 4-летними детьми. Когда стикеры были привлекательными, они отдавали примерно одинаковый процент, независимо от того, как усердно они работали, чтобы их заработать.
А четырехлетние дети на самом деле раздавали значительно больше непривлекательных наклеек, когда их было трудно достать по сравнению с тем, когда их легко заработать.Исследователи воспроизвели эти результаты с другой группой детей, которым просто сказали дать наклейки на коробку, предполагая, что социальные проблемы, такие как альтруизм и щедрость, не объясняют их поведение.В совокупности результаты показывают, что шестилетние дети, как и взрослые, склонны использовать когнитивную стратегию, чтобы приспособиться к знаниям, которые они упорно трудились, чтобы заработать непривлекательное вознаграждение. В частности, они превратили свои усилия в ценность, решив оставить для себя больше непривлекательных и труднодоступных наклеек.
С другой стороны, 4-летние дети, похоже, использовали поведенческую стратегию, которая включала дистанцирование от оскорбительных наклеек, предпочитая просто расстаться с большим количеством из них.«Отношения между людьми и их« вещами »интригуют, но субъективная ценность, которую дети придают ресурсам, несколько упускается из виду», — говорит Бенозио. «Наше исследование показывает, что поведение, которое, как кажется, приносит пользу другому человеку — например, обмен наклейками — на самом деле может быть связано с отношениями ребенка с этим предметом, независимо от любого потенциального бенефициара».