У молодых людей с аутизмом улучшаются социальные функции после выполнения программы развития навыков: результаты тренировок по принципу «сверстники» сохраняются через 16 недель.

В этом исследовании, крупнейшем рандомизированном контролируемом испытании, показавшем улучшение социального функционирования молодых людей с аутизмом, успехи участников продолжали наблюдаться через 16 недель после завершения программы и даже были дополнены другими улучшениями, такими как повышение эмпатии и большей ответственности.Исследование, основанное на предыдущих выводах, показывающих эффективность Программы UCLA по обучению и развитию навыков взаимоотношений (PEERS), опубликовано в специальном выпуске онлайн-журнала «Аутизм и расстройства развития».

«До сих пор существует неправильное представление о том, что аутизм — это детское расстройство», — сказала Элизабет Лоджесон, основательница и директор клиники UCLA PEERS, доцент клинической психиатрии в Институте Семела Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и главный исследователь исследования. «Как будто мы забыли, что эти дети вырастают взрослыми со своими уникальными проблемами, которые очень часто влияют на их способность получать доходную работу или устанавливать значимые дружеские и романтические отношения.«Наше исследование предлагает обнадеживающие выводы о том, что благодаря научно обоснованному вмешательству при поддержке опекуна взрослые с аутизмом могут улучшить свое состояние, что может помочь им добиться большего успеха в этих аспектах своей жизни».Аутизмом страдают примерно 1,5 миллиона человек в США, и число молодых людей с этим расстройством растет с каждым годом.

Хотя люди всех возрастов в спектре аутизма борются из-за социального дефицита, большинство вмешательств нацелено на маленьких детей; доступно несколько программ, помогающих молодым людям улучшить свое социальное функционирование.«К сожалению, исследования эффективности тренировки социальных навыков у молодых людей с аутизмом не увенчались успехом», — сказал Лаугесон. «Фактически, существует очень мало вмешательств по социальным навыкам для молодых людей с аутизмом, и, за исключением PEERS, ни одно из них не было показано в ходе исследований как эффективное».

Лаугесон и ее коллеги, включая доктора Фреда Франкеля, профессора психиатрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, разработали PEERS в Калифорнийском университете в 2005 году, и с тех пор он распространился на другие сайты в США и других странах. Программа PEERS для молодых взрослых состоит из 16 еженедельных 90-минутных занятий, а также одновременных занятий для лиц, осуществляющих уход.«Мы не учим тому, что, по нашему мнению, молодые люди должны делать в социальных ситуациях, но то, что мы знаем, на самом деле работает благодаря исследованиям», — сказал Лаугесон.

Например, когда молодые люди с аутизмом, испытывающие трудности в обществе, пытаются познакомиться с новой группой людей, им часто советуют подойти и представиться — стратегия, которая может показаться неудобной.«Большинство из нас смотрят и слушают разговор и понимают, о чем они говорят», — сказал Лаугесон. «Мы делаем это путем подслушивания, но мы не хотим выглядеть так, как будто мы подслушиваем, поэтому мы используем опору, например сотовый телефон, чтобы отвлечься. Следующим шагом является ожидание короткой паузы в разговоре и подойдите ближе.

Последний шаг — присоединиться к беседе, сказав что-нибудь по теме ".Участников PEERS учат более реалистичному подходу.«Мы обнаружили, что когда мы разбиваем это сложное социальное поведение на его конкретные части, молодые люди с аутизмом могут легко научиться следовать этим шагам», — сказал Лаугесон.

В исследовании 22 человека в возрасте от 18 до 24 лет и их опекуны были случайным образом распределены либо для получения лечения PEERS, либо для включения в контрольную группу, в которой лечение было отложено. Участники группы PEERS прошли обучение социальному этикету, касающемуся разговорных навыков, юмора, электронного общения, определения источников друзей, вступления и прекращения беседы, организации успешных встреч, а также урегулирования конфликтов между сверстниками и отказа от сверстников. Молодые люди из группы PEERS также прошли четыре занятия по этикету свиданий.

Подход PEERS обучает навыкам с использованием конкретных правил и шагов социального поведения с помощью уроков, демонстраций ролевых игр, поведенческих репетиций и заданий для отработки навыков в естественных социальных условиях. Воспитателям (в том числе родителям и другим членам семьи, инструкторам по работе и личной жизни и сверстникам) также предоставляются советы, которые помогут участникам использовать свои навыки в реальном мире.Среди членов группы PEERS значительно улучшились социальные навыки, частота социального взаимодействия и знания о социальных навыках, а симптомы аутизма, связанные с социальной реакцией, уменьшились.

Кроме того, через 16 недель после окончания лечения большинство достижений все еще были очевидны, и исследователи наблюдали новые улучшения в социальном общении, самоутверждении, ответственности и сочувствии — результат, который ученые приписали привлечению лиц, осуществляющих уход, в качестве социальных тренеров.В 2012 году Лаугесон и его коллеги сообщили об аналогичном улучшении социальных навыков в исследовании, посвященном подросткам с аутизмом.

Исследователи планируют поделиться результатами с сообществом аутистов в конце этого года путем публикации руководства PEERS для молодых взрослых, первой научно-обоснованной программы социальных навыков для взрослых в спектре аутизма. Клиника PEERS уже выпустила аналогичное пособие для родителей подростков и молодых людей.


Новости со всего мира