Исследователи выявили генетический маркер устойчивости к основному лекарству от малярии.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2012 году от малярии умерло около 627 000 человек. Артемизинин в сочетании с другими лекарствами является препаратом первой линии от малярии.

Однако в последние годы у пациентов в Юго-Восточной Азии появилась устойчивая к артемизинину малярия, и исследователи начали изучать способы поддержания эффективности препарата. Авторы исследования пишут, что для мониторинга распространения устойчивости к артемизинину ученым нужен способ выявления лекарственно-устойчивых паразитов, вызывающих малярию. Они стремились удовлетворить эту потребность путем секвенирования полной генетической информации лабораторно созданного штамма устойчивых к артемизинину P. falciparum, а также устойчивых и восприимчивых паразитов, встречающихся в природе в Камбодже, а затем поиска связей между генами паразитов и паразитами. устойчивость к препарату.

Исследователи обнаружили, что паразиты P. falciparum с мутантной версией гена под названием K13-propeller с большей вероятностью выживут после воздействия артемизинина в лабораторных условиях. Точно так же у пациентов с малярией, получавших препарат, паразиты с генетической мутацией уничтожались медленнее. Кроме того, они обнаружили, что географическое распространение генетической мутации у паразитов в западной Камбодже отслеживается с распространением устойчивости среди больных малярией в этом регионе в последние годы. Взятые вместе, эти результаты предполагают, что мутантная версия K13-пропеллера связана с устойчивостью к артемизинину, по мнению исследователей.

В будущих исследованиях будет изучено, как мутация вызывает резистентность, и выяснится, распространяется ли эта связь на другие регионы мира.